Состоялся семинар «Эффективный руководитель образовательной организации»
20.01.2025
Всероссийский семинар «Эффективный руководитель образовательной организации» состоялся. Мероприятие проходило с 9 по 11 декабря 2024 года в Москве. Более 90 участников из 32 регионов России приехали в столицу, чтобы обсудить насущные вопросы сферы образования. Среди участников были руководители и специалисты трех ключевых сфер образования: дошкольного (ДОУ), школьного и среднего профессионального образования (СПО).
Семинар открылся общей секцией для всех участников на тему: «Профессиональное самоотношение как условие управленческой компетентности». Спикером был Духновский Сергей Витальевич, доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, автор-разработчик профессионального психодиагностического инструментария.
Сергей Витальевич детально раскрыл понятие профессионального самоотношения, его роли в управленческой деятельности, а также провел серию практических упражнений. Участники составили модели успешного руководителя, провели экспресс-диагностику своих ресурсов с помощью авторских методик и освоили техники саморазвития.
После перерыва спикер перешел к другой важной теме «Предупреждение и контроль утомленности и профессионального выгорания в деятельности руководителя и его команды». Участники не только познакомились с теоретическими аспектами, но и прошли экспресс-оценку своих психологических ресурсов при помощи авторской методики «Семь фигур», получили рекомендации по саморегуляции и освоили практические техники, такие как «Солнышко успехов».
После обеда участники разделились на две группы. Работники школ и ДОУ изучали тему «Мотивация и вовлечение персонала при внедрении изменений». Ведущей была Родионова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент СПбГУ и организационный психолог-консультант. На этой сессии обсуждались ключевые аспекты работы с персоналом в условиях изменений:
причины сопротивления инновациям и инструменты их преодоления;
- мотивационно-компетентностная модель и ее применение в социальных учреждениях;
- диагностика мотивационного профиля сотрудников и разработка нематериальных систем стимулирования.
Практическая часть помогла участникам освоить методы выявления проблемных зон в команде, оценки вовлеченности сотрудников и снятия сопротивления изменениям.
Вторая группа (сотрудники и руководители СПО) отправилась в ГАПОУ МО «Подмосковный колледж „Энергия“». В рамках визита для участников провели экскурсию и презентацию учреждения. Администрация школы делилась опытом создания УПК. Удалось обсудить важные вопросы, такие как порядок создания, нормативная база, планирование ФХД, налогообложение УПК, производственная деятельность, ценообразование, алгоритм проведения мероприятий по организации трудоустройства выпускников и студентов в УПК.
Участники также познакомились с материально-технической базой колледжа, узнали о создании учебно-производственных комплексов (УПК) и порядке их организации.
Первый день завершился теплым приветственным ужином. На нем участники пообщались в неформальной обстановке, обсудили первые впечатления и обменялись опытом. Конкурсы и викторины добавили вечеру уютной и дружеской атмосферы.
На следующий день
обучение велось в формате трех параллельных секций, каждая из которых была разработана с учетом потребностей разных категорий участников.
Для участников из сферы школьного образования день начался с лекции «О роли самодиагностики в рамках реализации проекта „Школа Минпросвещения России“ в 2024 году». Лектором был Светинский Никита Алексеевич, руководитель образовательных проектов. В рамках выступления он рассматриваемые вопросы:
- основные задачи проекта «Школа Минпросвещения России»;
- изменения в проекте в 2024 г.;
- магистральные направления в проекте.
Затем спикер провел практикум «Чек-лист оценки эффективности работы управленческой команды образовательной организации». В рамках практикума педагоги составили дорожную карту для участия в проекте «Школа Минпросвещения России» и осваивали инструменты для проведения самодиагностики.
После обеда первая группа погрузились в обсуждение темы «Предпрофильные классы в школе: новые возможности и перспективы». Спикером был Белышев Андрей Юрьевич, заместитель руководителя проектов дирекции Российского государственного социального университета, лектор общества «знание», двукратный финалист конкурса «Учитель года Москвы». В рамках своего выступления он освещал следующие вопросы:
- Ключевые аспекты организации и функционирования предпрофильных классов в школе.
- Цели и задачи предпрофильных классов, особенности их организации, а также их роль в системе среднего и общего образования.
- Интеграция основного и дополнительного образования как способ повышения качества предпрофильной подготовки.
- Эффект синергии от синхронизации учебных программ и вклад внеурочной деятельности в развитие предпрофильных классов.
- Как решить кадровый вопрос – отсутствие учителей, способных обучать мотивированных школьников на более высоком уровне?
- Как преодолеть методические трудности, связанные с освоением новых методик и форм работы, учитывающих специфику профориентационных классов?
- Сложности и решения, связанные с организацией взаимодействия с предприятиями и проведением практических занятий.
- Материально-технические трудности и варианты решения, вызванные отсутствием оборудования для проведения практических занятий.
- Управленческие трудности и возможные пути решения вопросов, проистекающих из недостаточных механизмов оценки эффективности предпрофессиональных классов.
По окончании секции участники нашли решения актуальных проблем и разработали планы по внедрению новых подходов. Группа искренне благодарила ведущего за полезные материалы, практическую пользу и большое количество жизненных примеров.
Вторая секция, в которую входили работники ДОУ, весь день изучала тему «Дошкольное образование в национальной повестке». Спикером был Майер Алексей Александрович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», председатель Ассоциации работников дошкольных образовательных организаций Московской области, заместитель директора по научной работе НИИ дошкольного образования «Воспитатели России».
По итогам сессии удалось обсудить кадровый потенциал, стратегии управления ДОО, ресурсы для развития и тактики успешного взаимодействия с родителями.
Для руководителей СПО была организована тематическая секция «Создание учебно-производственных комплексов». Модератором был Блинов Владимир Игоревич, директор Научно-образовательного центра развития Института ВШГУ Президентской академии, член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор.
Выступающими стали:
- Осадчева Светлана Анатольевна, вице-президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, заместитель директора Научно-образовательного центра развития Института ВШГУ Президентской академии, к.э.Н.
- Нуйкин Игорь Вячеславович, директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности, член Президиума Союза директоров средних специальных учебных заведений России.
Участники детально изучили нормативно-правовые аспекты УПК, обсуждали финансово-хозяйственные вопросы и обменивались практическими инструментами.
В рамках секции были подняты следующие вопросы:
- Функции УПК, в чем отличие от внебюджетной деятельности колледжа?
- Порядок создания учебно-производственного комплекса (какие изменения нужны в Уставе, согласование с учредителем, документы?)
- Нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений УПК с партнерами (договора с заказчиками, осуществление закупок).
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности УПК (налогообложение, оплата труда работников, складирование, сбыт, отчетность и т.д.).
- Организация практики студентов в УПК.
- Трудоустройство студентов и выпускников в УПК.
- Прогнозирование развития СПО.
- Перспективы национальных проектов 2025 года.
Второй день оказался особенно насыщенным. Участники отмечали ценность полученной информации и возможность глубже изучить профессионально значимые вопросы.
На этом деловая часть Всероссийского семинара для руководителей СПО подошла к концу. Часть участников разъехалась по домам, а другая — проводила третий день в свободном режиме, прогуливаясь по столице, посещая культурные мероприятия и просто общаясь в неформальной обстановке.
Заключительный день семинара
стал практическим погружением в опыт успешных образовательных организаций.
Руководители школ и ДОУ посетили МОУ гимназию №16 «Интерес» в Люберцах. Визит начался с выступления директора гимназии. Он презентовал учреждение, поделился инструментами управления и рассказал о реализации проекта «Школа Минпросвещения».
Далее для руководителей школ была организована лекция на тему «Мотивация педагогов к профессиональному росту и развитию», в рамках которой участники узнали о ключевых стратегиях повышения вовлеченности учителей, применяемых в гимназии.
Для руководителей ДОУ была подготовлена сессия на тему «Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации проекта „ПРЕД-школа“: стандарт детского сада».
Три дня семинара стали настоящим марафоном знаний, обмена опытом и профессионального вдохновения. Участники отмечали высокую экспертность спикеров, актуальность тем и практическую ценность предложенных решений.
Мы благодарим всех, кто принял участие в этом событии! Ваша вовлеченность, открытость ко всему новому и жажда знаний сделали семинар не только полезным, но и невероятно душевным. Спасибо, что были с нами. До новых встреч!